КУКЛА – ДЕЛО СЕРЪЕЗНОЕ
Одно из самых приятных детских воспоминаний – как мы весной выискивали травяные кочки, выдергивали их, промывали в воде – и получались замечательные куколки. Пучок травы становился платьем, а корни (желательно подлиннее) – волосами. Какие прически получались, какие истории разыгрывались…
И только много-много лет спустя я узнала, что тогда мы с подружкой занимались «изготовлением традиционной русской куклы». Точно так же, как другие девочки сотни и даже тысячи лет до нас делали то же самое. Куклы мастерились из соломы, пакли, веточек, золы (?), конечно, тряпок, ниток – из всего, что было под рукой. И каждая деталь имела смысл. Мы теперь вспоминаем - какой.
Зачем человеку кукла?
С этим вопросом я пришла к Вере Игониной, члену Союза художников России, руководителю Нижегородского клуба рукоделия «Ивушка». Вера Александровна сама делает традиционную русскую куклу и других приучает любить и понимать это сокровище.
- Меня все в кукле удивляет. Поражает, насколько мудр был русский человек, сохраняя таким образом свою историю, свою культуру. Делая куклу, он применял все, что знал. Игрушка – носитель сакральных ценностей, родовой информации. С ее помощью ребенку передается сама суть человеческих отношений.
Мы еще застали куклу, которая была близка к традиционной. Бабушка пыталась мне скрутить что-то из платка, когда я куксилась. Получалась узелковая кукла, какие делали веками в русских домах в похожих ситуациях. Традиции заложены в нас. Как религия. Некоторые не верят ни во что, но, тем не менее, в экстремальные моменты обращаются к Богу. Это идет изнутри. Это часть культуры, которая передается из поколения в поколения, независимо от того, хочешь ты того или не хочешь…
Традиционная кукла безликая. Считалось, что если есть глаза, рот, уши, значит, открывается вход в тот мир, где действуют невидимые силы, способные воздействовать на нас. Если кукла без лица – она остается предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него недобрых сил, а значит, безопасным для ребенка. Часто вместо лица делали косой крест, это символ плодородия, символ земли, здоровья. И оберег.
Да, кукла могла служить оберегом. Кукла-скрутка делалась матерью для того, чтобы защитить своего младенца от дурного глаза. Посторонний человек входит в комнату, видит люльку, а над люлькой висит куколка, называлась она «кувадка» - и именно эта куколка притягивает внимание и тем самым берет на себя возможный негативный посыл чужого человека. И не ребенка было принято хвалить, а куклу – с той же целью, чтоб не сглазить.
А как вам такой вариант: кукла-перывертыш. С одной стороны смотришь, видишь куклу-девицу со всеми признаками юной девушки: коса, яркие, веселые одежды. А если перевернешь, перекинешь подол, появляется замужняя женщина, у нее уже все волосы убраны под головной убор и одежда менее нарядная. Захочешь вернуться в прошлое – достаточно перевернуть куклу… Философская игрушка.
Много известно обрядовых кукол. Потому что самих обрядов в жизни наших предков было не счесть. На свадьбу делались куклы-неразлучники. Женская и мужская фигурки ставились на одну основу, их руки связывались. Вместе по жизни… А мог появиться целый свадебный поезд. В такой многофигурной композиции присутствовали все персонажи свадьбы: жених с невестой, дружки, родители жениха и невесты... Поезд мог быть очень большой, напоминая, если вдруг кто забыл, кто должен присутствовать на свадьбе, как должны быть одеты участники праздника.
К обрядовым можно отнести и наиболее известную нам куклу – Масленицу. Вместе с Масленицей и сейчас сжигают все негативное, что было накоплено во время святок.
Кукла-зерновушка «выросла» из мешка с зерном, который хранили в доме до следующей весны. Сначала мешочек стали украшать, а потом он превратился в куклу. Дом, где такая «зерновушка» появлялась, просто не мог не быть полной чашей. Сейчас эту куклу дарят на свадьбу, на новоселье, просто по случаю в приятный, дружеский дом.
И как забыть про игровую куклу! Ее делали и девочки, и их матери, бабушки. Девчушки на куклах учились рукоделию, совсем, как сейчас. Но и – усваивали необходимые навыки общения. Например, в обиходе была кукла – отдарок. Как она появлялась? Родители подарили дочке что-то из одежды. Она хочет их отблагодарить и не только говорит спасибо, но и шьет «отдарок».
Куклу всегда делали своими руками. И непременно в народном костюме. Разукрашенные, с шитьем, как сейчас сказали бы, коллекционные куклы служили украшением дома. Они шились из новых дорогих тканей. А на куклы, в которые играли дети, шли обноски. В русском народе ничего не пропадало. Износилась одежда, из нее либо плели половички, либо шили куклу. К тому же ношенные ткани хранили в себе частичку жизненной силы человека, которая передавалась кукле.
- В традиционной кукле реализованы древние представления о мироустройстве. Когда делается основа куклы, валик из тряпок перевязывается в двух местах, и получается, что фигурка делится на три части. На три составляющих, по представлениям наших предков, делилась Вселенная: верхний, Божественный уровень, средний, Земной мир, и нижний, куда уходят люди после жизни. Явь, навь и правь. В кукле эти три уровня присутствовали.
Кукла как макет Мироздания?!
Хоть и без лица, но на людей кукла была похожа. Для женской фигуры непременны груди, символ материнства. Они делались из клубочков ниток и привязывались к телу опять же косым крестом. Внутри мужской куклы устанавливалась палочка, символ основательности, твердого стояния на ногах.
Даже рисунок на одежде имел значение. Волнообразная линия – атрибут игрушки для девочки. «Шестилепестковый цветок» - чисто мужской признак. Современные психологи утверждают, что если в одной игрушке присутствует разнополовая символика, это может привести к нарушению психологического равновесия ребенка. Речь идет о современных игрушках, в традиционной кукле подобных нестыковок просто не могло быть. Традиция сохраняла гармонию.
В русской кукле одежда не снимается, она навсегда нашивается на тело. Уж если сшили куклу-барыню, то крестьянкой ей не быть. А вот детишек могли сочинить хоть несколько – на подоле, на руках. Могут стоять вместе мужчина, женщина и дети – семья. При этом размеры – строго определенные. Куклы могли быть величиной или с пальчик, или с ладонь или с локоть.
В доме, даже не богатом, хранилось до ста кукол! Они передавались из поколения в поколение. С ними ходили в гости, их клали в приданое. При их помощи проигрывались все обряды… Вы можете себе представить, чтобы такая кукла валялась где-то на лавке или, тем паче, под лавкой?! У кукол были свои хранилища: корзина, ларец, одним словом, достойное, уютное местечко.
- Сейчас смысл тряпичной куклы несколько иной, нежели в древности. Мы не следуем языческим традициям, как раньше. Сейчас люди обращаются к кукле не как к обрядовому атрибуту, а просто как к культурному объекту. Мы хотим знать свои корни, поэтому возрос интерес к кукле.
Мы очень мало знаем русскую культуру. Мы не слышали многих сказок, важных легенд. Наверно, многое объясняет Велесова книга, но мы ее не читали, даже в руках эту книгу не держали. Что означает каждый языческий бог, тоже не знаем. А знать надо. Да, мы люди православные, но язычество - часть нашей культуры, а значит, и нас самих. Мы любуемся красивым домом, но не думаем о том, что стоит-то он на фундаменте. И чем прочнее фундамент, тем надежнее сам дом.
А почему не делали кукол, похожих на кого-то конкретного?
- Бог создал человека, а не человек кого-то. Да, мы можем сделать куклу. Но душу-то в нее вложить не способны. Мы, конечно, отдаем силу, энергию, любовь, но настоящую душу может дать только Бог. Древний человек боялся заигрывать с самим Богом. Он не изображал конкретного человека.
Создавал образ. Образ Матери. Образ Лесника. Образ Болезни. Вот куклы-лихоманки: Огнея, Ледея, Трясея… Они висели возле печки, охраняя хозяев от болезней. Каждая кукла соответствовала определенной болезни, ее сжигали – болезнь уходила. Боитесь гриппа, сделали такую «лихоманку», повесили над газовой плитой – и дело сделано. Это не совсем шутка. Вера – большое дело. Если что-то делаешь с верой, - твои желания воплощаются.
Мы в нашем клубе делаем русскую традиционную куклу, занимаемся вышивкой, золотным шитьем, народным костюмом. Все связано одно с другим. Начинаешь с куклы, оказывается, надо изучать шитье, дизайн одежды. Изучение костюма ведет заинтересованного человека к вышивке, вышивка – к изучению культуры, а это опять возвращает к кукле, в ней зашифрованы космогонические, мифологические знания, без уяснения которых мы не можем чувствовать себя уверенно в современном мире.
Вот такая она, кукла. Вполне традиционная. И совершенно незнакомая.
Татьяна Черенкова
|