ФРИДА – ДА!
Вы знаете, я уже несколько лет не хожу в театр. Помню спектакль, который стал последней точкой в моем разочаровании искусством Мельпомены. Режиссер, похоже, был уверен, что лучший способ показать душевные метания – бегание по сцене. Быстрее бег, - сильнее чувства :) А поскольку сюжет строился на бурных переживаниях героев, актеры метались из угла в угол, еле успевая проговаривать положенный текст…
До антракта я еще как-то дотерпела и ушла. Поняла, что мое увлечение театром закончилось. Видимо, я пересмотрела все, что мне было отпущено. Ничего страшного: в мире много интересного, обойдусь без лицедейства, если из него ушла душа.
А недавно случилось чудо.
…Я попала на «Фриду» больше из любопытства. Это ведь фламенко. На хриплый звук гитары и царственный взмах руки моя душа отзывается так же, как и на совсем родное «Сронила колечко…» Может, в одной из прошлых жизней я жила в Испании?..
…Ну, а кроме того, было, на самом деле, любопытно, как русская танцовщица справится с этим… нет, не жанром, с этим способом проживания – фламенко. Ведь это другая культура, чужой язык.
А получилось, что с первых секунд спектакля, не заметив, как это произошло, я нырнула с головой в эту бурю Горя – Счастья, Отчаяния – Радости, Печали женщины, которой не удалось стать Матерью, Блаженства человека, которому дано Творить…
Это спектакль о Фриде Кало. Мексиканской художнице с индейскими, испанскими, еврейскими предками. Жене Диего Риверы. Коммунистке… Это все правильно, но как-то не про Фриду. Скажем по-другому.
Это спектакль о Женщине, которая умела Жить. Вот именно так, все с большой буквы. Она хохотала до изнеможения, с азартом развлекалась и кутила, если увлекалась коммунистическими идеями, то до дыр зачитывала тома Маркса и Ленина.
Она умела Любить. Она знала, что любовь – это не только Наслаждение, но и Боль. Она была гордой – с таким-то коктейлем кровей в венах! – но понимала, что любовь – выше измены.
Говорят, после нескольких минут общения с ней люди забывали об ее увечьях. Да, она была калекой. С детства – хромоножка. Но - ! – гоняла в футбол с мальчишками. В 18 лет тяжелейшая травма, про которую врачи обычно говорят: «не совместимая с жизнью». Но она выжила. И жила в полную силу!
…А перед смертью написала: «С радостью жду ухода… И надеюсь никогда больше не вернуться». Она прекрасно знала национальные традиции, индейскую мифологию. И в этих словах больше не усталости, а веры.
Если бы мне до спектакля сказали, что все это можно показать танцем, я бы, пожалуй, не поверила. А теперь знаю, что это возможно. При одном маленьком условии. Душевная, духовная наполненность актера и героя должны совпадать.
Актер ведь строит сценический образ из себя, из того, что есть в нем, у него нет другого «строительного материала». И если он берется за такую глыбищу, и сам должен быть не меньше по масштабам. Иначе ничего не получится. Или получится смешно.
О Фриде Кало много написано, сняты фильмы. Но «Фрида» Натальи Зайковой - это не рассказ О знаменитой художнице. Это ЕЕ рассказ. Осталось такое мистическое впечатление.
Фрида говорит с нами в своих дневниках, в своих картинах… И – в этом спектакле. Это фантастически нереально, но это так: в танце слышен ее голос! (Хотя тут и пение есть, но мы не об этом.)
Надо ТАК полюбить своего героя, так его понять, что уже исчезает граница: это мое, а это его. Тогда и у зрителя пропадает ощущение: я здесь, а тот, кто на сцене, - там. Мы вместе!
За это непередаваемо счастливое ощущение причастности, сосуществования здесь и сейчас, мы и любим театр. И, слава Богу, что он жив!
Наследники Фриды Кало выпускают текилу ее имени. Текила «Кало» стоит от 50 долларов за бутылку.
Фрида, наверно, очень веселится по этому поводу…
P.S. Спектакль «Фрида» поставила и исполняет в нем главную роль петербургская танцовщица Наталья Зайкова. Спектакль идет редко, в городах, которые готовы принять его.
А, кстати, было бы здорово, если бы он приехал в Мексику. Как бы «Фрида» прозвучала на своей родине?..
Татьяна Черенкова
|