«Никогда не жалею ни о чем» Отвечаю на вопросы, которые задала мне моя подруга Татьяна Кроль. Первый опыт для меня – отвечать на вопросы. Обычно я задаю их сама. - Сочинение художественного произведения удовольствие или тяжкий труд? - К писательству, на мой взгляд, не стоит относиться как к тяжелому поденному труду. Конечно, вдохновения можно ждать и год, и два, и три, и не дождешься. Или мелькнет – а ты не сядешь, когда вдруг завело, закрутило, а ты упустишь момент – и все, ушло. Надо сесть, и вот тут конечно, себя приходится заставлять. Но когда ты уже видишь идею, придумала сюжет, в тебе начинает бушевать огонь, и вот это благословенные часы. Это работа в удовольствие, в радость – ты созидаешь. Твои плоские, придуманные только в твоем воображении герои вдруг оживают и ведут тебя уже и не туда, куда ты их изначально хотела направить – они начинают сами управлять ситуацией, куда-то двигаться, уводить в сторону. Ты порой вступаешь с ними в конфликт, в спор, но какая-то внутренняя правда – художественная или жизненная – вдруг по-новому высвечивается для тебя как для автора, и ты покоряешься пути, которым зашагали твои герои. И уже вместе с ними начинаешь выпутываться из новых ситуаций. Это безумно захватывает. Однажды, когда я писала повесть «Мобильные связи», я помню, водила без отрыва по листу ручкой в течение 5-6 часов, и рука моя в предплечье болела три дня потом – я так увлеклась, что перетрудила мышцу. …Но труд писателя, безусловно, и ремесло, и вдохновение, и талант, и интуиция, и Бог весть что. - Ты живешь в городе Достоевского и твой кабинет в редакции в доме Набокова. Набоков считал Достоевского не писателем, а журналистом. Чем отличается писатель от журналиста? - Писатель замечает какие-то такие неважные для журналиста подробности – это может быть взмах безумно красивого крыла бабочки, или подрагивающие ресницы любимого человека, которые ты увидишь на рассвете и захлебнешься в счастье. Журналист замечает закономерности и отражает факты. Писатель может быть алогичен, сумбурен, фантастичен, ему позволительно задержаться на каком-то предмете долго и подробно, придумать совершенно свой ход. Журналист обычно зажат рамками газетной или журнальной площади, да и должен вписаться в идеологию того издания, которое представляет. Это его ограничивает. - Удается ли совмещать творческую работу с журналистикой? - Совмещать трудно. Хочется иной раз отрешиться вовсе от журналистики, перебраться куда-нибудь в котельную – чтоб и деньги за твои дежурства платили, но в это же время ты мог бы как в Доме творчества сидеть за литературным трудом, и кайфовать в отрешенности от мира. Перебраться в свой придуманный мир, и чтобы ни звонков, ни интернета, ни этого бесконечного дерганья: надо позвонить Басилашвили узнать его мнение о строительстве Охта-центра, сходить в Эрмитаж написать тысячу знаков о выставке, быстренько сварганить некролог. Но не буду сильно грешить на журналистику – она тоже помогает узнавать разные стороны жизни, людей, дает знание психологии. Хотя иногда она действительно мешает, погружает в суету. - Очевидно, и то, и другое. Я бы даже сказала, что это состояние. Но думаю, писать надо тогда, когда не писать не можешь. По разным причинам. Чехов писал свои короткие рассказы, потому что этим он зарабатывал на жизнь – как известно, его врачевание приносило мало дохода, он крестьян часто лечил без всякой платы. А в своих пьесах он писал о себе, о несостоявшейся своей любви, да и вся его жизнь как предощущение любви, которая никогда в полной мере ему так и не раскрылась – и умер он, не познав всей остроты счастья. И потому, может быть, в его пьесах так много подводных течений, так много загадочности и подсознательного, и потому его драматургия так привлекает режиссеров и зрителей до сих пор во всем мире. Писание пьес - это зов его души, он не мог не писать эти пьесы, и он хотел видеть своих персонажей ожившими на сцене. А Набоков, думаю, имел привычку к писательству. Он решал в произведениях свои комплексы, свои также непрожитые ощущения. Его тайные желания проявлялись в его героях. Он любил описывать состояние – это доставляло ему ни с чем не сравнимое эстетическое наслаждение – слово его выпукло, ярко, образно, точно. Состояние – вот что самое важное в писательстве. Состояние, в котором художник находится, когда работает. И состояние, которое он создает в своем произведении. - Журналистика - это общественная жизнь? - Что такое творческая свобода? - Возможность сказать так, как ты хочешь и что ты хочешь. Но всегда существует адресность твоей информации – ты представляешь, кому и для чего ты направляешь свои рассуждения, размышления. И потому абсолютной свободы просто не существует. В писательстве ее больше, думаю. - В детстве я зачитывалась как ни странно Эмилем Золя. Это было для меня открытием – он так откровенно и эротично описывал многие вещи, хотя немного коробил его натурализм. Но все равно это было мощным воздействием на психику, на понимание правды жизни. В советское время у нас в стране секса, как известно, не было. А в книгах Золя он был, и было много загадки, тайны. Это формировало мою смелость, мою внутреннюю свободу. И конечно, повлиял на выбор пути пример моего отца, который всегда свободно и творчески мыслил. Он очень хотел, чтобы я стала писать. Он видел во мне какие-то приметы писателя. Часто усаживал за стол, убеждал меня написать какой-то рассказ о предметах, которые были передо мной. Я сопротивлялась, но потом втягивалась, и рождались истории про книжную закладку, судьбу гвоздя, канцелярской кнопки, снежинки во дворе, про дядю Васю, который выстроил забор, чтобы к нему не лазили за яблоками мальчишки… - Если бы ты была финансово не зависимой, и у тебя была бы возможность не работать, чем бы ты занималась? - Писала бы и писала. Много и продуктивно. И еще путешествовала бы. - С каким литературным персонажем, героем олицетворяешь себя или находишь что-то общее? И какой герой просто нравится? - С каким героем – Господи, не знаю. Трудно как-то себя олицетворять с кем-то, ну уж не с Жанной Дарк – это точно. Я немножко на Эммануэль, мне кажется, похожа, но больше в мыслях – явно в реальности не дотянула до ее свободы и раскованности. Советское воспитание помешало. - Писателем быть проще сейчас или в советское время? - Мало было достойных писателей советских. Цензура, зашоренность, заданность темы – это жуткий минус. И самое главное, отложило отпечаток на последующие поколения писателей. Писателям было проще существовать в советское время. Их печатали большими тиражами и платили хорошие гонорары. Сейчас писательством мало кто может прокормиться. Но сегодня мне кажется, писателем быть интереснее. - Литературные планы. - Пишу пьесу. Пишу сценарий. Пишу роман. Пишу рассказы. Все вместе, все сразу, но когда все или хоть что-то будет завершено, трудно сказать. Вот заперли бы меня на месяц в камеру, кормили бы и водили бы гулять на часок – я бы точно что-то создала. - В какое время хотелось бы жить? И где? И с кем? - Раньше хотелось жить в 19 веке. Сейчас, наверное, хотелось бы в 30-е годы ХХ века где-нибудь во Франции или Швейцарии. Мода была хороша в то время. И красивые авто, и манто! И романтичность отношений была. Хотела бы быть аристократкой, замужем за богатым и благородным господином. Можно было бы иметь и тайного любовника. И даже не одного… - Что такое «близкий человек» и в какой момент обычный человек становится близким? - Близкий человек – когда все «впадинки и трещинки» тебе знакомы и не вызывают отторжения. Когда милы недостатки и ты любишь его слабости и прощаешь несуразности. Но при этом нельзя давать возможности даже близкому человеку садиться тебе на шею, и управлять тобой как ему заблагорассудиться – надо вовремя ощетиниваться, воевать за свои права и свободы. Но поведение женщины с мужчиной – это вообще такая загадка. Здесь нет понятий хороший-плохой. Иногда мужчинам нравится женская глупость, и недалекость, и надо суметь вовремя подыграть. И так далее. - Каковы наихудшие проявления человека? А каковы наилучшие проявления человека? - Что такое счастье? - На это вопрос ответов миллион. Все зависит от сегодняшнего твоего состояния. Завтра ты можешь ответить совсем по-другому. А сегодня… Счастье – покой в душе, гармония с миром. Когда ты здоров и здоровы твои близкие, и утром ты проснешься с легким чувством, что ничего страшного и плохого нет. Счастье в победе над ленью, над неверием, над неуспехом. Счастье в любви. Но как оргазм не может длиться долго, так и счастье – не может быть постоянным. Что-то всегда мешает. Но надо ценить и понимать, что если сейчас хорошо и покойно – это и есть счастье. - Ты много общаешься с интересными людьми, самые запоминающиеся встречи? - Размышляя о своей жизни, какие моменты в ней ты считаешь подлинно важными? Отвечала на вопросы Елене Добряковой Елена Добрякова
Т&S Krol |