Дмитрий Дюжев: «Я родился под залпы салюта»
Боевое крещение русский артист прошел на съемках голливудской драмы, снявшись с самим Томом Хэнксом
Он подтвердил свою способность к созданию образов крутых парней («Бригада», «Жмурики»), ему подходят и трогательные, чуть глуповатые персонажи, как в фильме «Мне не больно», он оказывается весьма органичным и в роли монаха («Остров»). В новой комедии режиссера Игоря Зайцева по сценарию петербуржца Андрея Кивинова «Каникулы строгого режима» Дмитрий Дюжев предстает в еще одном качестве – беглого… милиционера, который покидает лагерь строгого режима вместе с вором-рецидивистом (Сергей Безруков) и скрывается в лагере детском под видом вожатого. Беседа Дюжева с корреспондентом "BRIG-USA" состоялась в петербургском кинотеатре «Колизей», где прошла премьера фильма. Дмитрий выглядел под стать голливудской звезде перед вручением «Оскара» - в элегантном костюме, тщательно причесан, с готовностью позировал для фоторепортеров, бережно обнимая миловидную блондинку – жену Татьяну, сопровождающую Дмитрия в промотуре по городам России, с показом картины.
- Дмитрий, комедия получилась неожиданно хорошей, теплой, таких сейчас нехватка. Как вы думаете, можно этот фильм смотреть всей семьей?
- Несмотря на то, что в главной роли вор-рецидивист, этот фильм действительно очень добрый - персонажи - и дети, и взрослые - перевоспитываются и делаются лучше. Наш фильм делался по заказу Первого канала, который именно хотел получить комедию для семейного просмотра. Поэтому там нет ненормативной лексики, нет явных жестокостей. Наверное, если бы это было авторское кино другого режиссера, та же история была бы жестче, откровеннее.
- Но не кажется ли вам, что происходит несколько опасная вещь – романтизация образа уголовника?
- Думаю, многие люди оказываются за решеткой не всегда заслуженно, и даже если и заслуженно, существует проблема в том, что общество ставит клеймо на них на всю жизнь. Отсидевшим в лагере отказано в нормальной жизни после лагеря. Это кино говорит нам о том, что мы не должны отказывать людям, попавшим по воле разных обстоятельств за решетку, в исправлении. …Мы только что вернулись из Казани, где показывали картину в колонии строгого режима. Лица осужденных светлели, в них появлялась надежда, они благодарили нас за этот фильм. Один рецидивист, у которого срок 15 лет, сказал, что теперь сделает все возможное для того, чтобы вернуться быстрее домой - за примерное поведение, как известно, можно получить досрочное освобождение из тюрьмы. Оказалось, наша сказка нужна этим, повидавшим виды людям.
- Но жизнь детского лагеря тоже построена по определенным законам, далеко не самым справедливым, там тоже жизнь по понятиям. А взрослые к детям со своим трафаретным набором воспитательных мер. Ваши герои сыграли в жизни этих детей, возможно, поворотную роль, показали, что такое настоящая жизнь. И смерть. В вашем детстве случались подобные потрясения?
- Вообще в жизни у меня было много горя, я рано потерял родителей, сестру. Это все не проходит бесследно, иногда думаешь, что уже на краю, но спасает Вера. А вот в детстве нет, у меня таких испытаний не было. Просто был строгий родительский надзор, который уберег, видимо, от каких-то неправильных шагов. Я родился в Астрахани, рос во дворе, рядом со мной происходили разные истории, многие мои друзья входили в криминальные группировки, промышляли на рынках, со стороны они казались крутыми и смелыми. Эта романтика увлекала, но самое большее, во что я влезал, это в драки: мы охраняли свои территории от других дачных районов, чтобы иметь возможность беспрепятственно у «своих» дачников воровать яблоки и груши. …Жизнь сама убедила в том, что криминал - путь гибельный: чуть позже одного друга убили, другой сел за решетку.
- Значит, детство ваше нельзя назвать сладеньким, рафинированным…
- Нет, не назовешь. Потому что была улица, дворовые отношения, существование в квартирных секциях, были фильмы и музыка, которую мы слушали – все это не давало тебе времени на поэтические кружки…
- Но, тем не менее, вы не просто пошли куда-то учиться лишь бы учиться, а выбрали профессию актера – это был осмысленный шаг?
- Безусловно. Мой отец был актером в Астраханском театре драмы, и он очень хотел, чтобы я пошел по его стезе. А потом… есть вещи какие-то судьбинные, что ли. Расскажу в качестве шутки. Я появился на свет 9 июля 1978 года, это было второе воскресенье месяца. В этот день отмечается День рыбака. На пристань приходят военные корабли, все жители города собираются смотреть салют. И вот ровно в 21-15, когда начались залпы салюты, я и издал свой первый крик. Врачи и акушерки сказали маме: « Кого же ты родила? Звездный мальчик, видно, будет».
- У нас звездность связывают с Голливудом. Вы вообще как к голливудскому кино относитесь?
- Конечно же, уважаю – за профессионализм, за качество, за уровень подхода к решению проблем. В российское кино на небольшие деньги часто приходят случайные люди, и потому там постоянная текучка, люди не знают, что такое энергетика кадра, вообще, что такое интеллигентно вести себя на съемочной площадке – нет школы, этому не учат. В голливудском же кино даже актеры массовых сцен проходят репетиции, имеют заранее выданные раскадровки, и потому там все происходит гораздо более слаженно, более четко. Нам до этого пока далеко. И это даже не претензия, это констатация факта. Чтобы хоть как-то дотянуться до Голливуда, в России должно появиться больше количество частных людей и господдержка должна быть посерьезнее. Сегодня же у нас снимаются картины, на которое с грехом пополам удается наскрести какие-то суммы. А теперь в связи с кризисом положение и вовсе усугубилось - те, кто раньше могли позволить себе финансировать съемки картин – сегодня отказываются от этих проектов, так как слишком рискованно – можно не вернуть назад затраченных средств. А те люди, которые случайно за копейки пришли в кино и так увлеклись этим, начинают уходить оттуда, потому что понимают, что им еще как-то надо зарабатывать на жизнь.
- Дмитрий, а в вас в Голливуд еще не приглашали?
- Приглашали, но все это осталось только на уровне переговоров. Но может быть, даст Бог, что-то будет впереди… Хотя если уж до конца четным быть, я снимался в голливудском фильме. Правда это был эпизод, я этому не придавал большого значения, а теперь думаю, может неслучайно все это со мной произошло? Короче говоря, мой самый первый киношный опыт произошел на съемках голливудской картины «Изгой», которую снимал знаменитый режиссер Роберт Земекис. Я был тогда студентом 3-го курса ГИТИСа, жил в общежитии. Как-то мой приятель по комнате пришел и стал взахлеб рассказывать, что его позвали в массовку картины, где снимается Том Хэнкс. Предложил: давай, тоже попробуй. Разве я мог упустить такой шанс? Тем более никогда еще на съемочной площадке не был. Мы пришли - режиссер и операторы сняли общий план и начали выбирать двух героев. И вот, выбрали меня! Доверили маленький диалог с Томом Хэнксом. Это было невероятное счастье. Он говорил фразу на английском, а я ему отвечал на русском. Разговор остался в фильме – просто меня не узнать, я там еще совсем молоденький. Потом в массовке долго спорили, почему именно мне поручили эту роль, а не кому-то еще?
- Значит, точно, ваш звездный час еще впереди. А есть мечта кого-то сыграть?
- О Гамлете не мечтаю. Хотя в театре я именно в спектакле «Гамлет» сейчас занят – играю Клавдия. А в отношении кино мне хотелось бы действительно серьезных ролей. Но из-за кризиса предложений достойных все меньше и меньше, и боюсь, придется соглашаться на мыльные сериалы, чтобы заработать на жизнь. Хотя это меня очень удручает – не хочу зарабатывать деньги актерской профессией. Возможно, надо готовить почву для того, чтобы со временем перейти на организаторскую работу в кино.
- Дмитрий, почему вы стали блондином в картине «Каникулы строгого режима»?
- Мне кажется, светловолосые люди – люди добрые, светлые, справедливые. Ни на одной картинке вы не увидите дьявола со светлыми волосами. Мне хотелось подчеркнуть человеческие, добрые качества в милиционере Кольцове. И это было мое предложение – выкрасить волосы. И моя смелость. Потому что красить волосы – неприятнейшее занятие, я теперь очень сочувствую женщинам. Но мне пришлось пройти эту процедуру и раньше – мой герой в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2» - безобидный, наивный белорус – носит ярко-рыжую шевелюру. Я добровольно пошел на окраску волос. И вообще сумел убедить Никиту Сергеевича, что это моя роль – по его мнению, она для маленького, щуплого артиста – но я сумел на пробах сыграть так, что внутри я был маленьким и щуплым.
- А как вам вообще работалось с Михалковым?
- На съемочной площадке у Никиты Михалкова чувствуешь себя необыкновенно хорошо. Он никогда не кричит на артистов, он их безумно любит, он создает такую атмосферу, что кажется, будто тебя здесь только и ждали, и ты даже не понимаешь, чем же заслужил такую любовь, такое внимание. Это грандиозно, что я увидел и почувствовал на съемках «Утомленных солнцем-2». Я просто не узнавал Михалкова – за режиссерским пультом он совершенно другой человек. Он обладает магией суперпрофессионала.
- У вас много времени занял промотур картины «Каникулы строгого режима». Насколько я знаю, вы человек воцерковленный, получается ли соблюдать пост?
- Увы, нет. В поездках это невозможно. Да и нельзя сказать, что я такой уж фанатик, чтобы непременно строго соблюдать все обряды, поститься. Насколько это возможно, я, конечно, хожу в церковь, причащаюсь, исповедуюсь, молюсь.
- Вас поддерживает в поездке ваша жена?
- Да, Татьяна поехала со мной в это путешествие по городам России. Мы стараемся как можно меньше разлучаться. Нашего годовалого сына Ванечку мы оставили на эти три недели на попечение бабушке и дедушке – Татьяниным родителям. Это огромное счастье – обрести долгожданную семью, тепло дома, это согревает не меньше, чем хорошие роли.
Беседовала Елена Добрякова |